«Говорить или нет? В помощь специалистам, работающим с людьми в горе» Вера Тихонова

Автор: Вера Тихонова

Для психолога, который сопровождает горевание, и всех специалистов, поддерживающих людей в горе, очень важны специальные навыки, которые помогут быть полезными и не навредить подопечным. Психолог фонда “Словом и Делом” Елена Картавенко рассказывает, что стоит учитывать в своем профессиональном развитии.

“Скажите мне что-то хорошее”

Общаться с горюющими людьми всегда непросто. Они уязвимы, они замкнуты на своих переживаниях, их страшно ранить. Но полностью игнорировать тяжелые темы во-первых, невозможно, а во-вторых, чтобы помочь человеку, иногда приходится прикасаться к болевым точкам. Вот самый очевидный пример. Первая задача горевания — это признание факта потери. И разговаривая с горюющим человеком, всего важно признание, использование слова “умер”, а не “покинул”. Так вы проговорите то, что подопечный пока не может произнести.

Уместным и правильным будет сказать о своих чувствах — вы ведь человек, и имеете на них право. Только будьте предельно аккуратны и деликатны. В учебниках предлагаются такие формулировки, как “я очень огорчен, что так случилось”, “мне очень больно от этого”. Не вдавайтесь в подробности, обозначить свои чувства будет достаточно. Если вам нечего сказать в этот момент — это нормально. Будьте искренни и признайтесь — “мне сейчас не приходит в голову, что сказать, но я хочу, чтобы ты знала, что…, я переживаю вместе с тобой, я хочу тебя поддержать”.

Спрашивайте у своих подопечных, как они себя чувствуют. Вот прямо в данный момент, в день, в час. В этом не только участие, но и, зачастую, значимая помощь. Человек, сосредоточенный на своем горе, может не замечать, что у него, например, болит голова и надо выпить таблетку от давления. Или у него участилось сердцебиение, и на это стоит обратить внимание, если есть проблемы с сердцем. Предлагайте свою поддержку, спрашивайте, что вы можете сделать, чтобы стало легче. 

Говоря о  специальных навыках для психологов, нужно сказать про умение собрать клиента в отведенное время. Это очень важно, потому что обрывать общение с человеком в, что называется, разобранном состоянии — неэкологично и небезопасно.

«Нет, это им не надо»

Отдельного разговора заслуживает умение избегать неуместных и некорректных высказываний. Часто за такими словами стоит автоматическая реакция со стороны специалиста. Но фразы вроде “ты еще молодая, ты еще выйдешь замуж” или “не плачь, ему (или ей) это бы не понравилось” — ранят.

Автоматизм может стоять и за переносом на подопечного своих страхов, чувств и желаний. Когда, например, говорят — “ваши чувства мне очень понятны”. Нет, не понятны. “Тебе надо продолжать свою жизнь”, “тебе надо почаще то-то и то-то”. “Надо уже покончить с трауром”, “ты должна покончить с этим сама”, “нужно держаться”, “ты должна себя чем-то занять”. Нет, это вам надо, а не клиенту. Такие слова всегда сильно задевают, даже когда “надо” облечено в мягкую форму.

Следующая рекомендация — из разряда “категоричное нет”. Приходится признавать, что некоторые специалисты в силу, скажем деликатно, чрезмерной настороженности боятся предлагать клиентам обратиться к врачам. Тогда как иногда консультация психиатра и медикаментозная поддержка — это единственный вариант выйти из состояния осложненного, патологического горевания. Тем более неуместны советы повременить с медикаментозным лечением, если антидепрессанты уже назначены, а также поддерживать страхи и стереотипы горюющего человека.

Иван Демьянов, психиатр, член Российского общества психиатров, главный врач Клиники Глазуновой:
“Вопреки распространенным стереотипам, антидепрессанты — это не страшно. Они не вызывают эйфории. От антидепрессантов не возникает зависимости. Повторный курс лечения может потребоваться только в том случае, если возникнет рецидив болезни. Причем чем дольше затягивать с терапией, тем выше вероятность рецидива.
Да, если резко бросить принимать препарат, состояние может ухудшиться. Поэтому мы всегда говорим, что снижать дозировку и прекращать прием нужно очень аккуратно и в сопровождении специалиста. Тогда никаких «спецэффектов» не должно быть.
Антидепрессанты не меняют людей, они позволяют им быть самими собой — свободными от влияния депрессии”.

Когда соприкасаешься с людьми, переживающими серьезную утрату, важно уметь не пугаться бурных проявлений горя. Любое проявление чувств в период острого горевания нормально, если нет застревания на одном месте, если за две недели не происходит никаких изменений.Важно видеть и признавать чувства подопечного. Если игнорировать переживания, вести разговоры на отвлеченные темы, человек почувствует себя отвергнутым и одиноким, а процесс горевания будет тормозить.

Рассуждать о своем горе, своих потерях будет, пожалуй, не совсем корректно и профессионально. Как и пытаться рационализировать и предлагать извлечь что-то хорошее из смерти близкого. Люди доходят до таких мыслей самостоятельно, но далеко не на первых этапах горевания, а, скорее, когда оно уже завершено. 

Еще одна ошибка, и притом серьезная — сравнивать горюющих с другими людьми или с собой. Такие ошибки и реакции в большинстве случаев автоматические, они возникают как защитная реакция. И тут мы возвращаемся к собственной устойчивости, к необходимости супервизии и обучения. И, пожалуйста, не обманывайте человека, не давайте ему ложные надежды. Вы не можете гарантировать, что обещание “через год станет легче” исполнится. 

«Берегите себя, оберегая подопечных»

Психологи, работающие в МЧС с людьми, которые только что пережили страшные потрясения, выработали такие рекомендации: 

  • если вы не уверены в своих силах, то не оказывайте помощь, а обратитесь к профильным специалистам. 
  • не переоценивайте собственные способности и обращайтесь за помощью к профильным специалистам. 
  • если вы чувствуете, что вы не готовы оказывать человеку помощь, вам страшно, неприятно заговаривать с ним, не делайте этого, знайте, что это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неискренность по позе, жестам, интонациям, попытки помочь через силу  будут неэффективны.
  • реально оценивайте свои состояния и силы перед тем, как принять решение, что сейчас вы можете и готовы помогать.

Особенно важно следовать этим правилам, если вы столкнулись с человеком в острой фазе горевание, в самые первые моменты переживания утраты. Браться за помощь, не имея специальной подготовки, в таких случаях будет неправильно. По-хорошему, пройти обучение важно во всех случаях, когда вы в силу профессии соприкасаетесь с горюющими людьми, даже когда горе уже не такое острое. 

В общении с горюющими, прежде всего, важно уметь присоединяться, сопереживать, входить в контакт с полным принятием и безоценочностью. Конечно, безоценочность важна в любом общении, но люди, переживающие серьезную утрату, особенно ранимы. Поэтому любые оценки того, хорошо или плохо человек горюет, совершенно неприемлемы, как и оценки всего, что касается клиента. Присоединение — это способность удерживать контакт с клиентом, как бы ни было тяжело и больно. Необходимо сохранять внутреннюю профессиональную позицию, чтобы не отстраняться от человека, которому плохо. Это возможно только когда у самого специалиста выработано собственное отношение к смерти и конечности. И есть эмоциональная устойчивость. 

В паллиативной сфере есть рекомендация — отказываться от работы непосредственно с пациентами и их родными примерно на два года, когда переживаешь потерю близкого человека. Это не жесткое правило, и специалисты могут обсудить свое состояние с супервизором или коллегами, но его соблюдение желательно. Такой подход близок по смыслу к правилу устойчивости у психологов — работать с клиентом в горевании можно только тогда, когда ты не проваливаешься в свое горевание. Иначе есть смысл даже отказать человеку, перенаправить его к коллегам — и ради себя самой, и ради человека.

Конечно, бывает такое, что утраты переживаются без потери равновесия, и кажется, что горе подопечного не так сильно дестабилизирует. В этих случаях уместно изучить свои возможности на супервизии. К сожалению, не всем, кто работает с горюющими, доступна эта опция. А вот для психологов, работающих с переживанием горя, потерь, насилия, тяжелых заболеваний, личная терапия и супервизия обязательны.

А вот забота о себе и саморегуляция себя не всегда требуют серьезных затрат. Это умение отказаться от нагрузки в тот момент, когда накопилась усталость, когда плохое самочувствие, когда есть внутренний раздрай. Это умение давать себе простые вещи — достаточный сон, здоровую еду, физические нагрузки и, непременно, радости. Все мы устроены по-разному, и горевание всегда индивидуально. Без специальной подготовки анализировать происходящее, отличать норму от патологии, работать с разными типами потерь будет непросто. Да, развитая эмпатия помогает каждый раз изобретать велосипед. Но это требует времени и сил.

Эта статья — не свод запретов и правил. Это путеводитель, который поможет вам прислушаться к себе и понять, куда двигаться дальше.

Статья подготовлена в рамках проекта “Круг Жизни”, реализуемого Фондом “Словом и Делом”, АНО ДПО “ЭГО” при поддержке Фонда Президентских Грантов